Так как первую книгу я помню более-менее прилично, ограничусь общими заметками к тому. И вообще, вот здесь лежат крайне любопытные анализы частей первого тома.
Тирион. Очень любит корчить из себя шута. В некоторой степени это защитный механизм - посмейся над собой сам, прежде чем это сделают другие. В остальном его язык частенько заставляет его опасно балансировать на чужих нервах - но и дает ему яркую харизму, без которой был бы совсем швах.
А еще он сознательно дистанцируется от людей, старается не подпускать их на расстояние руки. А вот с Шаей вышел факап. В некоторой степени с Джоном тоже.
Сайд-ноут: Мирцелла и Томмен любят Тириона настолько же явно, насколько Джоффри (с подачи Серсеи, не иначе) его боится и ненавидит. Это позволяет предположить, что всю любовь и внимание Серсея сосредоточила на первенце, а другими детьми едва занималась.
Далее, разумеется, Старки.
Кейтилин слишком много сомневается и винит себя, но это ее не спасает. Вообще, это хорошая черта, но у нее отдает самоуничижением. Судя по всему, она была старшей и любимицей отца - он возил ее с собой в поездки, а когда подросла оставлял в замке, видимо, за главную. Скорее всего, после смерти леди Минисы она исполняла в Риверране обязанности леди-хозяйки дома и частично наследника, т.к. Эдмур существенно младше.
Ее беда, и в результате беда Робба - они не смогли по-настоящему понять Север. Рациональная Кейтилин, под конец поверившая в знаки. Робб, к сожалению, не репортер, но в нем тоже нет стержня веры - не обязательно в Старых богов, а просто во что-то выше его понимания, какой есть у Джона, Арьи и Брана. В результате его погубила, наверное, даже не честь, как Эддарда. Его погубило то, что король Севера оказался недостаточно северянином. Не чистый Старк и не Талли, что-то посередине. Да, он воспринял уроки своего отца. Он яркий и харизматичный, он подчинил себе всех лордов, что не воспринимали его всерьез. Но он не сумел выковать из себя все лишнее. Не сумел выбрать один путь.
Санса, наверное, копия матери минус ответственность - ей никогда не приходилось ни за что отвечать, у нее всегда был старший брат-защитник. Любопытно, как она постоянно ищет одобрения: сначала матери и септы, потом Джоффри и королевы. Без фигуры, на которую можно оглядываться, равняться, она потеряна.
В кого пошел Бран, сказать сложно. Может, в Брандона? Судя по воспоминаниям Кэт (плюс сказка Миры позже, ее я в свое время тоже разберу), он был также харизматичным. Ярким, как Лианна. [Любопытно, как характеризует братьев Старков Мартин в письме фанатам: Брандон был лучшим воином, "тихий волк" Нед менее, но талантливым стратегом, а Бенджен - блестящим следопытом.]
Странно, что я не замечала, насколько Арья папина дочка. Сколько я пропустила. Я помнила, что Нед знал всех своих домашних, а вот деталь с приглашениями к столу прошла мимо меня. А Арья давала имена детям слуг и гвардейцев. Они куда ближе к своим людям, чем мне казалось.
Арья явно любит отца сильнее, чем мать, о которой едва вспоминает. О неприязни тут и речи нет - просто Кейтилин настоящая леди, другая, непонятная. Не северянка. А вот отец в воспитании дочерей, скорее всего, не вмешивавшийся, он всегда понимает. Он вообще много позволял "странного" своим детям - скалолазанье Брана, "танцы" Арьи. Какой другой лорд разрешил бы такое? Кстати, момент с цветами на Королевском тракте был невозможно умилительным))) В отличие от Сансы, у Арьи, кажется, и мысли не возникает обидеться на отца, решить, что он неправ, это его и Сирио слова она потом повторяет, как откровение свыше.
Первый том заканчивается возрождением драконов и коронованиям Робба как короля Севера.
(некоторое время спустя)
"Твое своенравие, побег, сердитые речи, неповиновение - все это уместно дома. Летние игры ребенка. Здесь - в преддверии зимы - они смотрятся по-другому. Пора взрослеть."
Что здесь Нед говорит Арье - поступись своей гордостью ради общего дела, ради нашей безопасности. Время игр, время мира прошло. Зима близко, ты не выживешь одна.
Лирическое отступление от основной мысли. Эддард говорит это Арье, потому что: а) в воспитание Сансы он не вмешивался, оставляя это жене и септе, б) возможно, считал Арью инициатором ссор - что в корне неверно, поскольку начиналось все обычно с Сансы, но она менее решительна в действиях, и в) потому что к Арье он был неизмеримо ближе. Арья приняла завет близко к сердцу и следовала ему. А вот Сансе отец этого не внушил, и это его ошибка. В эпизоде с испорченным платьем и решением вернуть девочек в Винтерфелл - Арья пытается помириться, проглатывает обиду и признает себя виноватой, хотя ссору по сути начала Санса. Санса не слушает. Джоффри, турниры, блеск двора - собственные удовольствия, в общем-то - ей важнее. Она не замечает уступок младшей(!) сестры. Потому что ей не дали тот же месседж, что и Арье. Конец лирического отступления.
Что самое печальное - Нед погиб именно потому, что не смог или не захотел последовать собственному завету. Поступиться личной честью и защитить государство, что он должен был сделать как Десница - вот, что ему предлагали Варис, Мизинец и Ренли. В другой форме и с другой мотивацией - Серсея. И он в конце концов так и делает, наступает на горло своей чести, гордости и доброму имени и признается в заговоре, которого не было - ради семьи. Но уже поздно. Он свернул не на ту дорогу давно. Поэтому этот выбор - уже неправильный.
"Игра Престолов", книга
gloomysky
| среда, 11 августа 2010