.
Предупреждение! Переводчик транскрибирует, как ками на душу положит, сообразуясь с собственными представлениями о благозвучности и красоте написания. Поэтому местами здесь можно встретить Поливанова, а местами - того американского господина.
Женщины ТакасугиИзвестно, что Такасуги любил выпить и женщин)) Две же главные женщины в его жизни, судя по всему, - это его жена и его любовница-гейша (
прим.переводчика: вероятно, автор путает гейш и ойран, потому что позже называет ее проституткой). Этот момент беспокоил меня [автора] долгое время – когда я только начал искать материал о Такасуги, я не мог найти никаких отсылок к Уно (которая вскользь упоминалась в первой ОВА к Кеншину), и прошло много времени, прежде чем я наткнулся на упоминание, что он был женат. Для сравнения, например, с Рёмой и Орьо или Кацурой и Икумацу – пары, о которых знают все, кому не лень. (Значения имен этих двух женщин также меня очень забавляет: «рё» - «дракон» (тот же символ, что в имени Рёмы) и «мацу» - «сосна», герб префектуры Ямагучи, а также повторяющийся символ, ассоциирующийся с Чошу. Школа Сёина под соснами, «сё» - другое чтение «мацу» и т.д.)
Кхм. Я отвлекся. Информация внизу – то, что я сумел раскопать об Уно и Масако.
О-Уночитать дальше
О-Уно (1843-1909), гейша из Шимоносеки, игравшая на сямисене, была любовницей Такасуги. Ее «профессиональным» именем было Коноито (букв. «эта нить»), и она славилась мягкостью и послушанием. После эры Мейдзи ее указали в семейном реестре как Тани Байсё (Байшо); от «Тани», одного из основных псевдонимов Такасуги, и его любимых цветов сливы («бай/уме» - слива).
Сведения о происхождении Уно неясные. По одной версии она была дочерью торговца маслом в Хаги и стала проституткой, когда родители обанкротились. Согласно другой она родилась в Осаке. А по третьей ее отец был (бывшим) вассалом хана Мито, а матерью некая женщина из Киото.
Такасуги с ней столкнулся около июня 1863го, примерно в то же время, что и основание Кихейтая, в переулках квартала красных фонарей в Акамасеки (входит в современный Шимоносеки), в борделе Сакаи-я. Вроде как Такасуги прятался от наемных убийц под видом азартного игрока из Осаки. Кусанаги Энсеки охранял его(‘watching over him’, не очень понятно, что именно он делал – на стреме стоял, что ли?), когда он убегал и наткнулся (буквально) на Уно с сямисеном в руках. После этого инцидента они некоторое время не виделись, на этот период Такасуги поручил ее зажиточному купцу Сираиси Сёичиро. В это время разлуки Такасуги, обеспокоенный и по уши влюбленный в тихую Уно, даже отправил ей письмо с наказом быть осторожной.
И так они друг друга любили, что когда Такасуги скрывался от бакуфу в Сикоку, он увез ее туда с собой. Позже, уже в Шимоносеки, когда здоровье Такасуги ухудшилось в 1866м, Уно взяла на себя заботу о нем, но освободила место для его жены Масако, когда та приехала из Хаги с их двухлетним сыном. В итоге она встретилась с Масако около февраля 1867 в присутствии Такасуги, после чего приняла постриг в монахини и взяла имя Байсё-ни, несмотря на циркулирующие слухи об их возможной свадьбе (Такасуги и Уно)*, предположительно, дабы не пятнать имя Такасуги. В марте 1867го состояние Такасуги снова ухудшилось, несмотря на старания Уно, и Масако вызвали обратно в Хаги. Уно оставалась с ним до его смерти в апреле и исполнила для него поминальную службу.
Уно и Масако продолжали переписываться после смерти Такасуги, и первая (судя по всему) оказывала всяческую поддержку Масако и ее сыну. Сама же она поселилась у могилы Такасуги (см. далее Тогё-ан) и оставалась там до конца жизни при поддержке друзей и соратников Такасуги, включая Кидо Такаёши (Кацуру), Ито Хиробуми и Иноэ Каору. Когда она умерла в возрасте 66ти лет, ее похоронили там же вместе с Такасуги.
ссылки раз и два, остальные не работают, к сожалению, включая письмо к ней от Такасуги.Масакочитать дальше
Масако (род.1845г.) была в Хаги известной красавицей и второй дочерью знатного вассала Чошу Иноэ Хэйуэмона, соратника и друга отца Такасуги. Ее свадьба с Такасуги состоялась в январе 1860го (по лунному календарю) (предположительно, организована родителями Такасуги в надежде, что это отвлечет его от смерти Ёсиды Сёина и заставит его остепениться), и в октябре (опять же, по лунному) 1864го Масако родила ему сына по имени Уменошин (или Тоичи, также известного под различными псевдонимами). За три первых года брака непосредственно вместе они провели только около года, а за все семь лет – едва ли два. Масако в итоге пережила их сына, который умер, вероятно, от болезни в 1915м.
Работающих ссылок, к сожалению, не имеется, что очень обидно, поскольку среди них было письмо к ней Такасуги от 18го февраля 1864/5 года, а также интервью (или статья) 1916го года, озаглавленная «Воспоминания госпожи Такасуги Масако».Тоичичитать дальше
Предположительно был взят под крылышко Кацурой (Кидо Такаёши), судя по различным записям в дневнике (прим.переводчика: чьем?). Больше у автора о нем информации нет, но, вроде, что-то интересное было в «Воспоминаниях Масако».Тогё-ан (скит/храм Тогё)читать дальше
Местность около горы Киёмидзу на окраинах Шимоносеки была известна как база Кихейтай в последние дни сёгуната. Ямагата Кёске (Аритомо) сложил у подножия горы хижину под названием Мурин-ан, где и был похоронен Такасуги в соответствии с его волей, рядом со штабом Кихейтай. В 1869м Ямагата привез туда Уно (к тому времени уже Байсё-ни) перед отбытием в Европу. Нынешний скит, названный Тогё-ан в честь любимого псевдонима Такасуги, был построен усилиями нескольких известных персон, включая Ямагату, Ито Хиробуми, Иноэ Каору и других. Уно жила в нем вплоть до своей смерти в 1909м. В течение года там был установлен каменный памятник.*Такасуги позже написал юмористическую танка, что-то о дилемме выбора между женой и любовницей. На самом деле же ему было не так смешно – похоже, было письмо Кацуре, в котором Такасуги пишет о своих противоречивых чувствах и беспокойстве.
Вот оно:
妻君まさにわが閑居に到らんとす
妾女の胸門患余りあり
これより両花艶美を争う
主人手を拱いて意如何
И еще
ссылка на, судя по всему, стихи Такасуги.
исходный пост, с которого делался перевод